Особенности продаж потребителям

В одной из статей мы рассматривали вопрос навязывания услуг и сложившейся на этот счет судебной практики.

В данной статье более подробно остановимся на еще одной распространенной проблеме из потребительской сферы, в частности в предоставлении потребителю недостоверной или неполной информации относительно товара либо услуг на момент покупки. Так какой же должна быть информаия о товаре (работах, услугах)?

Сразу стоит отметить, что законодатель прямо запретил продавцам вводить в заблуждение покупателей относительно продаваемых им товаров и обязал предоставлять на момент покупки исчерпывающую информацию, позволяющую покупателю сформировать объективное представление о товаре и понимание того, что приобретаемый товар полностью соответствует целям покупки.

 

Ссылки на нормы закона, отвечающие на вопрос «Какой должна быть информация о товаре».

 

  1. П. 1 ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» – изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
  2. П. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» – информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг).
  3. П. 3 ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей» – информация, предусмотренная п.2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
  4. П. 4 ст. 12 ФЗ «О защите прав потребителей» – при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Несмотря на это, недобросовестные продавцы не поленились пренебречь законом и обойти, казалось бы так убедительно сформулированные требования к порядку продаж. Зачастую, предлагая товары либо услуги продавец озвучивает одно, в то время как после покупки и в процессе их использования потребителем выясняется другое, на что последний явно не рассчитывал. При этом продавец, отказываясь исполнять изначально заявленные им услуги перед потребителем, пытается выйти сухим из воды с помощью юридических хитросплетений искожающих информацию о товаре.

На данном фоне свое распространение получила услуга гарантирующая восстановление украденного либо сломанного в процессе использования товара, которая например, активно практикуется ООО «Эджастерс про» при сотрудничестве с ООО «Рестор» – компанией реализующей мобильные устройства известного зарубежного бренда. Так, при наступлении соответствующих обстоятельств и обращении к продавцу, потребители получают отказ в предоставлении заявленных услуг, основанный на том, что проданный товар заменен либо восстановлен быть не может.

Продавец мотивируют это тем, что на момент продажи, покупателю была предоставлена информация об услуге в сокращенном виде, с ссылкой на некие более развернутые правила расположенные в интернет ресурсе. Производя оплату, покупатель тем самым признает, что ознакомлен с данными правилами, которые по сути являются «талмудом» документов сводящих практически на нет возможность реализовать изначально заявленные продавцом услуги. Само собой, мало кто читает данные правила либо вообще способен их прочесть и понять в таком объеме. На что и рассчитывает продавец, изначально заверяющий об актуальности и эксклюзивности своих услуг.

В этом и кроется юридическая хитрость, поскольку де-юре потребитель поставлен в известность о приобретаемых услугах, а де-факто нет.

Более того, по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации, а по которым не устанавливается – соответственно определяются продавцом в одностороннем порядке.

В любом случае, если Вы столкнулись с ситуацией, когда Вам продавали одно, а в итоге оказалось совсем другое, следует понимать, что с Вами имеют дело недобросовестные участники рынка, нарушающие не только вышеприведенные положения ФЗ «О защите прав потребителей», но и ч. 1 ст. 10 ГК РФ, запрещающая в свою очередь действия в обход закона с противоправной целью. Информация о товаре должна быть исчерпывающей и не вводить в заблуждение. 

Пытаться восстановить свои права Вы сможете лишь в судебном порядке. Юридическая компания «Миралс» защитит и восстановит Ваши права перед недобросовестными участниками рыночных правоотношений своевременно и профессионально.

Вместе с этим рекомендуем почитать:

Статья на тему "Не работает айфон. Права потребителя"
Статья на тему "Истребование имущества у добросовестного приобретателя"
Статья на тему "Навязывание услуг"

Наши контакты