Досудебное разрешение спора
На начало 2017 года стоит признать одну из главных существующих проблем судебного производства – это загруженность судов. Пытаясь решить данную проблему законодатель систематически вносит соответствующие поправки в существующие нормы по досудебному решению споров.
Так, ряд Федеральных законов содержат обязательный претензионный порядок без соблюдения которого иск не будет рассматриваться. Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» принятый в 2010 году вовсе направлен на разрешение споров вне судебного процесса и третейского разбирательства, однако ни признания, ни широкого применения даный закон так и не получил.
Последними изменениями законодатель ужесточил требования к досудебному урегулированию, внеся соответствующие поправки в АПК РФ, сделав обязательным досудебный претензионный порядок урегулирования споров, практически для большинства гражданско-правовых споров.
На сегодняшний день несоблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора может привести к возврату иска (ст. 129 АПК РФ, ст. 135 ГПК РФ, ст. 129 КАС РФ), а в случае его принятия судом к производству – оставлению без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ, ст. 222 ГПК РФ, 196 КАС РФ). Получается игнорирование кредитором претензионного порядка в большинстве случаев попросту приведет к отказу в рассмотрении исковых требований.
Каким образом составить претензию и чем следует руководствоваться при ее оформлении? Закон не устанавливает общих требований к содержанию претензии, но тем не менее оформлять ее следует по аналогии закона, а по сути также как и решение суда (ст. 198 ГПК РФ, ст. 170 АПК РФ) состоящее из:
- вводной части (указываются сведения о кредиторе и его контактах, а также предмет и требования претензии);
- описательной части (указываются при наличии – возражения должника, объяснения других лиц либо ссылки на заключения эксперта и т.п.);
- мотивировочной части (указываются обстоятельства доказательства и нормы закона на которых основываются требования, расчеты требований);
- резолютивной части (указывается что просит кредитор – предмет требований, неустойку, проценты, срок в течение которого требования следует удовлетворить и т.п.).
Претензию следует составлять так, чтобы должник понимал намерения кредитора обратиться в суд, при этом не стоит забывать указывать должнику последствия невыполнения требований кредитора в претензионном порядке, таковыми будут являться – возмещение и взыскание в судебном порядке дополнительных сумм в виде судебных расходов и издержек, штрафов, пеней, неустойки и т.п.
С практической стороны претензионный порядок является оптимальным способом урегулирования спора. Допустим, действующее руководство должника не в курсе существующего долга перед кредитором. Получив претензию и ознакомившись с ней, все вопросы могут быть сняты в короткие сроки, без использования судебного процесса, поскольку само по себе судебное производство является затратной как по времени так и по финансам процедурой, и как следствие не самым выгодным способом решения вопроса, как для кредитора, так и для должника.
Таким образом, досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора является самым выгодным. Грамотно составленная претензия способна эффективно повлиять на должника и побудить его на скорейшее удовлетворение требований указанных в претензии. По всем вопросам связанным с подготовкой претензии вы можете обратиться в Юридическую компанию «Миралс»!
Получить бесплатную консультацию юриста написавшего статью можно позвонив по номеру:
Вместе с этим рекомендуем почитать:
Статья на тему "Способы поиска имущества должника"
Статья на тему "Взыскание долгов. Основные этапы: досудебный (претензионный), судебный и послесудебный (исполнительное производство)
Статья на тему "Судебный процесс.Особенности урегулирования споров в гражданском и арбитражном суде"